ВЫСТАВКА "АРХИТЕКТУРА ДЛЯ ЛЮДЕЙ". ЭМОЦИЯ "ТРЕВОГА"
Год: 2024
Место: Москва, Центр Зотов
Стадия: Реализация/ Концепция + РД + АН
Куратор: megabudka
Организатор: Москомархитектура и Центр "Зотов"
Авторский коллектив: Сергей Марков, Алексей Афоничкин, Маргарита Игнатенкова, Дарья Матушанская, Дарья Лукашевич, Софья Пирвердиева
Фотографии: Дмитрий Чебаненко, Слава Замыслов
Бюро А4 по приглашению Москомархитектуры и куратора проекта, архитектурного бюро Megabudka, приняло участие в масштабном фестивале «Архитектура для людей», проходившего в центре «Зотов» целый месяц с 12 декабря 2024 года по 12 января 2024 года. За этот период выставку посетило более 32 тысяч горожан. Кураторам и организатору Москомархитектуре было важно привлечь людей и поговорить с ними об архитектуре нетривиальном способом, выразив через лабиринт эмоций разные состояния и ощущения, вызываемые архитектурой. Десять бюро представили на выставке десять различных инсталляций, посвященных разным эмоциям: ностальгия, спокойствие, смятение, вдохновение, уют, удивление, тревога, стабильность, озарение и праздник.
Бюро А4 работало с эмоцией «Тревога». Данная тема давно исследуется внутри бюро, того, как проживает тревожность и связанные с этим расстройства психики современный горожанин в мегаполисе, как можно работать со снижением уровня тревоги и минимизация стресса в городской среде. Этой теме был посвящен воркшоп бюро в рамках фестиваля «Открытый город», проведенный совместно с Сеченовским университетом — в проекте «Тревога» для фестиваля «Архитектура для людей» мы продолжаем анализировать проблематику.
МАНИФЕСТ
Если бы тревога была пространством?
Если бы тревога была пространством, то это был бы запутанный ландшафт отражений, высоких теней и эха, запутанный лабиринт, где каждый поворот ведет к неопределенности.
Представьте себе лабиринт без стен — огромное пространство, где типичные границы растворяются в замысловатом расположении глухих черных колонн и отражающих поверхностей. Земля под вашими ногами гладкая и отполированная, угрожающая поглотить вас, отражая непредсказуемость власти тревоги над телом. Темные, похожие на башни колонны, которые время от времени вздымаются ввысь, изящные и внушительные, кружат вокруг вас, имитируя хаотичные мысли, бесконечно кружащиеся в голове.
Когда вы входите в этот лабиринт, первое, что вы замечаете — это то, как отражения искажают ваше восприятие. Тропинки могут появляться и исчезать, оставляя вас потерянным и дезориентированным, словно само направление становится изменчивым и ненадежным. Вам кажется, что вы видите путь, открывающийся перед вами, но отражения и бесконечный танец колонн сбивают с толку ваше чувство направления. Тени играют с вашим разумом злые шутки, на мгновение убеждая вас, что темная колонна — это потенциальный выход, но только для того, чтобы при вашем приближении оказаться еще одним препятствием.
Если бы тревога была пространством, воздух был бы холодным и наэлектризованным, гудящим низким гулом, наполненным шепотом ваших собственных мыслей.
Но даже посреди этого беспокойства могли бы появляться неожиданные источники света — маленькие проблески надежды и ясности.
В конечном итоге, это пространство было бы навязчивым и странно знакомым, отражая внутреннюю борьбу, с которой сталкиваются многие. Оно бросило бы вызов тем, кто приходит сюда, чтобы противостоять своим страхам, ориентироваться в запутанных путях своих мыслей и искать те светлые моменты ясности, которые напоминают им, что они не одиноки в этом опыте.
Современный человек постоянно находится в потоке фонового информационного шума, что повышает общий уровень стресса. В большом городе этот шум становится не только информационным, но и физическим, визуальным и звуковым: бесконечные потоки людей и машин, звуковые сигналы, рекламные образы, обрывки разговоров прохожих и музыка уличных кафе и магазинов — всё это слишком быстро сменяется, и мозг просто не успевает обрабатывать информацию.
Павильон, посвящённый тревоге, не просто даёт эмоции физическую форму, но и воплощает её как нечто осязаемое. Он позволяет человеку заглянуть внутрь себя и показывает, что, несмотря на ощущение бесконечности, запутанности и давления этого состояния, из него, в конце концов, есть выход.
Ветер шепчет в сердце,
Неизвестность крадётся,
Тени на стенах.